Термин “цифровой” подчеркивает ключевое отличие от прошлого времени, когда ИТ использовались для автоматизации существующих производств и бизнес-процессов. Таким образом можно было добиться некоторого роста эффективности, оставаясь при этом в рамках традиционной бизнес-модели, продолжая выпускать традиционные продукты и оказывать традиционные услуги. Сейчас ситуация иная: технологии стирают привычные границы между рынками и определяют новые бизнес-модели. Мир вступает в эпоху цифрового бизнеса, которая характеризуется беспрецедентным уровнем конвергенции технологий, бизнес-процессов, коммуникаций, искусственного интеллекта и “умных” вещей. Переход к цифровой форме бизнеса порождает волну прорывных инноваций (disruptive innovations) во многих отраслях.
Термин «цифровое предприятие» был изложен в книге Being Digital директора MIT Media Lab Николаса Негропонте (Nicholas Negroponte). Книга вышла в 1996 году, но подойти на практике к реализации идеи цифрового предприятия бизнес смог только сейчас.
Цифровая трансформация. IDC определяет цифровую трансформацию как процесс, который инициируется и происходит под действием внешних факторов, среди которых главным является положительный клиентский опыт. Партнеры и заказчики компании сегодня имеют высокий уровень ожиданий по доступу к информации о работе компании, ее услугах и продуктах. Обеспечить данный уровень пользовательского опыта возможно только при использовании технологий, способных агрегировать и обрабатывать данные с их последующим предоставлением клиентам и партнерам. Именно положительный клиентский опыт позволяет компаниям не только оставаться на рынке, но и увеличивать свое присутствие. Достижение таких результатов тесно связано с повышением операционной эффективности, которая достигается в процессе цифровой трансформации.
Цифровое предприятие
Accenture говорит, что цифровое предприятие открывает возможность для новых операционных моделей и бизнес-процессов, платформ подключенных продуктов, аналитики и коллективной работы для повышения продуктивности.
PwC связывает термин “цифровое предприятие” с концепцией “Индустрия 4.0”, делая акцент прежде всего на изменении сферы промышленного производства.
McKinsey считает наиболее трудной частью цифровой трансформации культурные изменения, которые должны произойти в компании, чтобы стать цифровым предприятием.
Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management проанализировали более 400 крупных компаний из разных отраслей, чтобы понять, что для них значит цифровой бизнес. Результаты исследования поместили в матрицу, где в качестве одного измерения взяли инвестиции в технологические инициативы, имеющие целью изменение операционной деятельности компании (digital intensity), а в качестве второго – глубину преобразований в менеджменте (transformation management intensity).
Зависимость прибыльности от цифровой зрелости
Результаты исследования показали, что от применения новых технологий и методик управления зависят финансовые показатели компаний.
- Компании, активно использующие технологии и новые методы управления, в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов.
- Организации, которые много инвестируют в цифровые технологии, но при этом уделяют мало внимания управлению имеют финансовые показатели на 11% ниже.
- Более консервативные компании, которые улучшают только менеджмент, получают плюс 9% к прибыли, но потенциально могут приобрести с помощью цифровых технологий втрое больше.
- Те, кто еще не выбрали стратегию развития, имеют негативные финансовые показатели в сравнении с другими игроками рынка – минус 24%.
Исследование также показало, компании каких отраслей чаще становятся цифровыми сегодня. Среди передовиков цифрового производства: хайтек-индустрия, банки и ритейл – именно они сейчас получают наибольшие выгоды от цифровой трансформации. Телеком и гостиничному бизнесу нужно задуматься о смене бизнес моделей и добавлении новых методов в управлении. В рядах консерваторов оказались страховые компании, которые заботятся о сокращении рисков, что мешает заниматься им инновациями. В сферах энергетики и ЖКХ тянет назад унаследованная инфраструктура. Замыкают рейтинг цифровой зрелости: фармацевтика, промышленное производство и производство товаров народного потребления – им еще предстоит выстроить модель цифровой трансформации.
Цифровая зрелость по отраслям
Технологии цифрового предприятия
Чтобы наполнить концепцию цифрового предприятия реальным содержанием, нужно опуститься на уровень конкретных технологий.
В течение ряда лет пейзаж ИТ-индустрии определяют четыре ключевых тренда – социальность, мобильность, аналитика и облака (social-mobile-analytics-cloud – SMAC) — IDC называет их “третьей платформой”, Gartner говорит про “связку сил” (Nexus of forces). Каждый из этих трендов, взятый по отдельности — это всего лишь технология, но в совокупности они образуют мощный инструмент цифровой трансформации, причем сначала этот квартет выстрелил на потребительском рынке (B2C) и вызвал консьюмеризацию ИТ, а затем проявил себя на корпоративном (B2B), став базисом перехода к цифровому предприятию. К этому следует добавить Интернет вещей (Internet of Things, IoT), который делает возможным сбор данных для аналитических систем практически откуда угодно — посредством встроенных датчиков и включение “умных” устройств в различные контуры управления.
“Мы видим, что четвертая промышленная революция проявляется в серии волн: цифровой потребитель, который пользуется более интерактивным и персонализированных опытом благодаря SMAC (социальные, мобильные, аналитические и облачные технологии); цифровое предприятие, которое использует технологии SMAC для оптимизации стоимости корпоративных функций и чтобы организовать взаимодействие на предприятии для повышения производительности; и новая волна цифровых операций, где компании действительно перестраивают бизнес с использованием искусственного интеллекта, робототехники, когнитивных вычислений и промышленного Интернета вещей,” — сказал Пьер Нантерм (Pierre Nanterme) CEO Accenture на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Социальность, мобильность, аналитика и облака являются фундаментом, на котором строится цифровое предприятие. Но просто сам факт использования технологий не делает предприятие цифровым. Организациям предстоит перестроить свою информационную инфраструктуру, чтобы соответствовать требованиям цифрового мира.
Мобильность. Число подключенных устройств в 2016 году составит 6,4 млрд., а к 2020 достигнет 20,8 млрд. (Gartner). Мобильными стали все сотрудники и клиенты, а не только руководители, поэтому для управления цифровым предприятием нужны новые мобильные приложения с расширенной функциональностью. Еще большее влияние окажет Интернет вещей, являющийся по сути развитием мобильных технологий. Сервисные индустрии и B2C-рынки, в первую очередь ритейл, уже сейчас переживают очередную волну мобилизации, которая выводит их взаимодействие с потребителем на новый уровень.
Социальность, управление знаниями и людьми. Сфера маркетинга в цифровом пространстве также трансформируется в сторону большей детализации и персонализации предложения клиентам – а это требует углубленного изучения имеющейся информации с применением технологий управления знаниями. Невзирая на все достижения в автоматизации бизнес-процессов, люди с их интуицией, умениями и навыками, остаются ключевым фактором успеха цифрового предприятия, поэтому традиционные системы управления кадрами трансформируются в управление талантами, обучением и развитием сотрудников. Социальность делает предприятие плоским — то есть, разрушает вертикальную иерархию, позволяя всем общаться напрямую. Это неизбежно приведет к распространению новых концепций менеджмента, основанных на сетевых принципах управления вместо командно-административных. Месячная аудитория Facebook составляет 1,65 млрд. человек. (Statista.com, данные за 1 кв. 2016 г.) Люди, получив опыт социального взаимодействия в Сети, обязательно привнесут его в свои рабочие отношения.
BPM, Workflow, Collaboration. Бисзнес-процессы. Компания никогда не сможет создать качественно новый «цифровой» продукт, адаптировав социальные и мобильные технологии, но избежав кардинальной оптимизации внутренних процессов. Предприятиям все так же придется сражаться за эффективность организации внутренней работы, прежде чем заниматься большей клиентоориентированностью и прогрессивными инструментами анализа. На этом поприще по-прежнему будут востребованы инструменты BPM и наиболее гибкие практики.
ECM, СЭД. Внутренний и внешний документооборот может быть как фактором роста эффективности, так и тормозом, если требования документирования идут вразрез с требованиями бизнеса. Ограничения, которые накладывало законодательство, обязывая организации использовать только бумажные документы, во многом сняты. Но остался синдром выученной беспомощности: предприятия морально не готовы проститься с бумагой, чтобы перейти на цифровые форматы взаимодействия. В этом направлении предстоит большая работа по изменению корпоративной культуры, тогда как технические решения для всех задач уже есть. Кроме того, залогом цифровой трансформации станет не столько автоматизированная работа со структурированным документооборотом, сколько интеграция возможностей управления неструктурированным контентом предприятия с возможностями аналитики.
ERP. Финансы и учет. Аналитики Capgemini Consulting называют ERP драйвером цифровой трансформации. Но только это будут ERP нового поколения, отвечающие принципам Design for Digital. Цель этой перестройки – максимально быстрая реакция на запросы потребителей и вывод продукта на рынок, то есть производство должно стать гибким, адаптивным и практически персональным – поскольку запросы у каждого клиента индивидуальны. Достичь этого можно за счет использования стека технологий SMAC в разработке ERP-платформ.
Big Data & Analytics. Бизнес-аналитика. Большие данные дают топливо для цифровой трансформации, открывая новые возможности, новых клиентов, новые рынки. Бизнес-аналитика стала инструментом для принятия решений, которыми пользуются не только продвинутые специалисты, но и бизнес-руководители разных уровней. Переход к цифровому предприятию означает также рост объемов данных — теперь в контур управления попадает информация из социальных сетей, разнообразных внешних источников и, главным образом, различных датчиков, потому что производство тоже переходит на цифровой формат. В связи с ростом объема и сложности данных будут востребованы системы семантического анализа и искусственного интеллекта.
Цифровая трансформация не означает, что предприятиям надо отказаться от всего имеющегося у них программного обеспечение и внедрять новое. Развитие идет по пути модернизации корпоративных систем — аналитики Gartner признают, именно этим объясняется рост в секторе Enterprise Application Software на 7,5% в 2015 году при объеме рынка почти 150 млрд. долларов. Но в контексте новых задач известные технологии требуют переосмысления.
Примеры цифровых предприятий и проектов
В качестве примера предприятий, вступивших на путь «цифровой трансформации», можно назвать представителей банковской сферы:
Сбербанк объявил о создании нового цифрового продукта — собственного мессенджера, который позволит клиентам банка общаться не только между собой, но и с сотрудниками подключенных к сети коммерческих компаний, получать необходимые консультации и заказывать товары и услуги. Прямо в мессенджере, интегрированном с системой «Сбербанк Онлайн», можно будет и оплатить товары, и отправить денежный перевод. Одним из важнейших преимуществ мессенджера станет так называемый умный поиск, который сможет подбирать для каждого запроса максимально подходящие клиенту варианты, учитывая его местонахождение, предпочтения и «транзакционные данные». Для бизнесменов мессенджер должен стать новым инструментом по обслуживанию заявок клиентов.
Альфа-банк внедрил облачную технологию ABBYY Cloud OCR SDK и разработал сервис, который позволяет распознавать счета по фото и формировать платежные поручения для клиентов сегмента СМБ в «Альфа-Бизнес Мобайл». Клиент фотографирует счет или загружает файл, а через несколько секунд видит на экране своего мобильного устройства уже заполненную форму. Если программа сомневается, например, в корректности номера счета, то поле выделяется красным и клиенту нужно просто проверить данные еще раз. Это позволило в 3-4 раза сократить время на формирование платежного поручения и почти полностью снизить вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором.
Тинькофф Банк масштабировал технологию MoneyTalk под приложение Telegram и запустил неофициальный клиент популярного мессенджера Павла Дурова с функцией денежных переводов между участниками диалога. MoneyTalk позволяет собеседникам обмениваться сообщениями и переводить деньги в одном приложении. Приложение разработано в соответствии с открытой лицензией Telegram, которая разрешает использовать и модифицировать его код.
Plazius (Platius): уберизация сферы обслуживания и ритейла
Цифровая трансформация сопровождается явлением, которое стали называть уберизация. На каком-то рынке возникает новый игрок, бизнес-модель которого, построенная на базе цифровых технологий, создает новый пользовательский опыт (user experience) и коренным образом меняет отношения между поставщиками и потребителями услуг. Компания Uber впервые успешно реализовала этот подход на рынке такси, аналогичным путем в сфере обслуживания и ритейле идет Plazius (раньше Platius) — российский технологический стартап в области финансов, дочерняя компания Сбербанка, объединяя в себе систему мобильных платежей и платформу цифрового маркетинга для бизнеса.
Благодаря Plazius, посетитель ресторана может просто встать и уйти, закончив обед, а оплата произойдет также, как после поездки с Uber — деньги снимутся с привязанной банковской карты. Платформа помогает ресторанам и магазинам привлечь новых покупателей и удержать имеющихся благодаря анализу их аудитории (демографические и поведенческие характеристики, покупательские предпочтения) и вовлечению в процесс покупки. Встроенные игровые механики Plazius повышают частоту прихода гостей на 33-65%: гости приводят друзей и совершают удаленные покупки, средний чек увеличивается в среднем на 25%. Plazius — это маркетплейс, где с помощью технологий бизнес и потребители находят друг друга. Plazius пользуются более 1 500 ресторанов и магазинов с одной стороны и более 4,5 млн покупателей с другой.
Узнать больше о цифровом предприятии
Во всем мире проходит ряд конференций, посвященных теме цифрового предприятия. Крупнейшее мероприятие в России – Digital Enterprise Forum, организованный проектом Docflow. Форум посвящен актуальным стратегиям, технологиям и практике управления цифровым предприятием. DigEn Forum отвечает на вопросы: что такое цифровая организация, какие технологии и стратегии поддерживают работу ключевых процессов в цифровой организации, какие примеры проектов и разработок есть на рынке. www.digenforum.ru